Игры для развития речи детей

Консультация для родителей

Игры для развития речи детей

Уважаемые родители, основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Для того чтобы вы могли заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать домашние вечера в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Предлагаем вам поиграть с детьми:

«Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов-существительных и прилагательных – объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово – кошка. Вы задаёте вопрос:

родитель: Кошка, бывает какая?

ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная…

родитель: Что еще бывает разноцветным?

ребенок: Радуга, платье, телевизор…

родитель: Каким еще может быть платье?

ребенок: Шелковым, новым, прямым…

родитель: Что еще может быть прямым?

ребенок: Линия, дорога, взгляд… и т.д.

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Например, трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная…  Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например,

Красное – яблоко, кресло, платье.

Желтая – репа, краска, сумка.

Синий – василек, баклажан, карандаш.

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

– Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по… (дороге, воде, рельсам).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

– Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например, темно, а наоборот – светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.

«Пальцы – дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.

Мы рога козы покажем

Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.

И рога оленя даже…

Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

«Ай, лады, лады, лады»

Ай, лады, лады, лады хлопают в ладоши,

Не боимся мы воды совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,

Чисто умываемся «моют» лицо, растирают уши,

Маме (друг другу) улыбаемся улыбаются.

***

Жили-были зайчики три пальца в кулак, указательный и средний – ушки

На лесной опушке хлопают в ладошки.

Жили-были зайчики показывают уши

В беленькой избушке показывают домик.

Мыли свои ушки трут уши,

Мыли свои лапочки моющие движения ладонями рук,

Наряжались зайчики движения ладоней сверху вниз по туловищу,

Надевали тапочки показывают.

10.07.2021 в 14:08. Рубрики: Консультации для родителей. Темы:

Добавить комментарий