Игры для развития речи детей
Консультация для родителей
Уважаемые родители, основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Для того чтобы вы могли заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать домашние вечера в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре – это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Предлагаем вам поиграть с детьми:
«Цепочка слов»
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов-существительных и прилагательных – объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово – кошка. Вы задаёте вопрос:
родитель: Кошка, бывает какая?
ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная…
родитель: Что еще бывает разноцветным?
ребенок: Радуга, платье, телевизор…
родитель: Каким еще может быть платье?
ребенок: Шелковым, новым, прямым…
родитель: Что еще может быть прямым?
ребенок: Линия, дорога, взгляд… и т.д.
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Например, трава (какая она?) – зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная… Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например,
Красное – яблоко, кресло, платье.
Желтая – репа, краска, сумка.
Синий – василек, баклажан, карандаш.
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
– Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости … (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по… (дороге, воде, рельсам).
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
– Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например, темно, а наоборот – светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
«Пальцы – дружная семья»
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.
Вот большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.
Будем их соединять
И движенья выполнять…
Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.
Мы рога козы покажем
Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.
И рога оленя даже…
Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
«Ай, лады, лады, лады»
Ай, лады, лады, лады хлопают в ладоши,
Не боимся мы воды совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,
Чисто умываемся «моют» лицо, растирают уши,
Маме (друг другу) улыбаемся улыбаются.
***
Жили-были зайчики три пальца в кулак, указательный и средний – ушки
На лесной опушке хлопают в ладошки.
Жили-были зайчики показывают уши
В беленькой избушке показывают домик.
Мыли свои ушки трут уши,
Мыли свои лапочки моющие движения ладонями рук,
Наряжались зайчики движения ладоней сверху вниз по туловищу,
Надевали тапочки показывают.
10.07.2021 в 14:08. Рубрики: Консультации для родителей. Темы: Консультации учителя-логопеда для родителей в детском саду