Как помочь ребенку запомнить буквы
Консультация для родителей
Как хорошо уметь читать! Существует несколько основных признаков того, что ребенок психологически и физически готов освоить навык чтения.
– Ребенок свободно разговаривает, произносит четко все звуки (нет логопедических проблем).
– Может провести звуко-буквенный анализ слова, отличит «дом» от «том» и по звучанию, и по значению.
– Может посчитать, сколько слогов в слове.
– Различает право-лево, верх-низ.
Если ваш ребенок владеет всеми этими навыками, отлично! Если же еще есть, над чем работать, предлагаем несколько интересных игр, которые помогут ребенку подготовиться к освоению чтения.
Умение читать начинается с изучения звуков и букв. Но как помочь ребенку запомнить их?
На первоначальном этапе запоминания букв нужно говорить о буквах, произнося их звуками: не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.
Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).
Игры, способствующие запоминанию букв
Игра «Веселые буквы»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Дошкольники все легко усваивают в игре, поэтому лепите буквы из пластилина, соленого теста, рисуйте их, раскрашивайте (лучше пальчиками, чтобы подключить и мелкую моторику), выводите на манной крупе. Складывайте букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек.
Игра «Буквы из веревочки»
На картоне напишите букву, предложите малышу нанести на нее клей ПВА, а потом приложить веревочку. Можно сделать несколько таких поделок. А потом наощупь, с закрытыми глазами определять, где какая буква.
Игра «Найди пару»
Готовим два набора букв, из своего достаем одну и просим ребенка найти в своей кучке такую же. Если есть только один набор – просим нарисовать ее.
Игра «Предметная азбука»
На листе бумаги пишите алфавит. Отдельно готовите коробочку с разными небольшими предметами. Нужно, чтобы ребенок каждый из предметов разложил на те буквы, с которых начинается их название.
Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например, «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно первую букву имени мамы, папы, брата. Например, мама Алла – «А», папа Коля — «К», брат Саша – «С», нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о» – на обруч, «п» – на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
Игра «Первая буква»
Берем пять картинок с разными фруктами. Например, апельсин, груша, киви, слива, персик. И даем малышу пять букв (а, г, к, с, п), просим найти, с какой буквы начинается каждое слово и соединить их.
Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги, на каждой нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части, и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно – получится «дом». Буквы должны быть крупные.
Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
Игра «Пропущенные буквы»
Эта игра немного сложнее: нужно взять небольшой текст, где в словах пропущены буквы и попросить ребенка найти и вставить необходимые. Как вариант, можно просить ребенка зачеркивать в тексте какую-то одну букву, в каждом слове, где она встречается. Текст обязательно должен быть с крупным шрифтом.
Игра «Буквоед»
Напишите на листе бумаги буквы не полностью, расскажите, что их испортил Буквоед и попросите малыша дописать их. В конце уточните, какая буква получилась.
Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
Игра «Буквы на спине»
Мама пишет ребенку на спине букву пальцем, а он пытается изобразить ее на бумаге или просто отгадать. Потом можно поменяться ролями.
Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово…»
Вариантов игр, на самом деле, очень много и все зависит от вашего терпения и фантазии. Также нужно набраться оптимизма, ведь не все у наших детей получается с первого раза, и они нуждаются в постоянном поощрении и внимании.
В книжных магазинах есть масса недорогих тетрадей с лабиринтами. Эта игра хорошо развивает моторику, внимание, умение рисовать безотрывную линию. Нужно следить за тем, чтобы ребенок менял положение руки, а не лист бумаги. Можно также использовать обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы. Удачи!
10.07.2021 в 14:12. Рубрики: Консультации для родителей. Темы: Консультации учителя-логопеда для родителей в детском саду