Конспект «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
09.12.2019 год
Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.
Задачи:
– Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».
– Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.
– Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.
Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.
Оборудование: изображения героев сказки на ТВ.
Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.
Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»
С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: «Слово может обидеть, слово может спасти, слово может полки за собой повести», «Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит», «Худое слово доведет до дела злого, «От худого слова – да навек ссора», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других», «Как аукнется, так откликнется».
Ход занятия:
- Психологический настрой.
Воспитатель приглашает детей встать в круг:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро,
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Воспитатель: В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете?
Дети называют.
Показ иллюстраций на ТВ
На Севере нашей страны живут народы эскимоссы. Воспитатель предлагает подойти к глобусу и посмотреть, где находится Север. Вместе с детьми определяют, что это далеко от нас и там очень холодно.
– Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела», записал для нас эту сказку писатель Г. Снегирёв,
Показ портрета.
– Г.Снегирёв много путешествовал по Северу и услышав эту сказку, записал её, и теперь, благодаря ему сказку знают другие народы.
Отгадав загадки, узнаете героев сказки:
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)
– Догадались, о ком пойдёт речь в сказке?
Герои сказки, которую мы будем читать – лиса и рыбка, у рыбки интересное название, как у домашнего животного – бычок. Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.
- Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: А сейчас, мы поиграем с пальчиками:
Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи уши. Согните указательные и средние пальцы – это лисий лоб. Остальные пальцы образуют мордочку.
Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.
Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни – руки сожмите в кулаки.
Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
- Чтение и показ сказки на ТВ: Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит: А, ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса- мать спрашивает: Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает: А, ты ему ничего не говорила?
– Сказала.
Что ты ему сказала? – спросила лиса.
– А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела.
- Беседа по сказке.
– Как называется сказка?
– «Как лисичка бычка обидела».
– Где шла лисичка?
– Лисичка шла по берегу моря.
– Кто высунулся из воды?
– Из воды высунулся бычок – рыба морская.
– Какие слова пропела лисичка?
– Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.
– Что ответил бычок?
– У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
– Понравились слова бычка лисичке?
– Нет, не понравились, она заплакала.
– Что спросила лиса – мать?
– Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
– Как ответила лисичка?
– Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.
– Что еще спросила лиса-мать?
– А ты ему ничего не говорила?
– Что ответила лисичка?
– Сказала, что он пучеглазый да большеротый.
– Какой вывод сделала мама-лиса?
– Вот видишь, ты первая его и обидела.
- Физкультминутка «Лисонька».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
- Игра «Слова наоборот» с мячом:
Мир – вражда, ссора.
Друг – враг.
Грубая – ласковая.
Добрая – злая.
Хитрая – простодушная.
Обижать – утешать.
Дразнить –хвалить.
Плакать – радоваться, смеяться.
Косматая – причесанная.
Колючий – гладкий.
Глупая – умная.
- Подготовка детей к пересказу.
Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.
- Пересказ сказки детьми по цепочке.
- Рефлексия.
Воспитатель: Какую сказку вы сегодня слушали?
– Кто больше всех вам понравился?
– Согласны ли вы с концовкой сказки? Как бы вы закончили сказку?
– Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?
– Какие пословицы вы знаете по данной теме?
– «Слово может обидеть, слово может спасти, слово может полки за собой повести»,
«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»,
«Худое слово доведет до дела злого,
«От худого слова – да навек ссора»,
«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других»,
«Как аукнется, так откликнется».
– Какие вежливые слова вы знаете?
– Что было сложно для вас?
– На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями и никогда никого не обижали!
Сказка в картинках «Как лисичка бычка обидела»
09.12.2019 в 22:36. Рубрики: Занятия.