Конспект «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
09.12.2019 год

Как лисичка бычка обидела

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

– Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».

– Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

– Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки на ТВ.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: «Слово может обидеть, слово может спасти, слово может полки за собой повести», «Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит», «Худое слово доведет до дела злого, «От худого слова – да навек ссора», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других», «Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

  1. Психологический настрой.

Воспитатель приглашает детей встать в круг:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться – доброе утро,

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель: В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете?

Дети называют.

Показ иллюстраций на ТВ

На Севере нашей страны живут народы эскимоссы. Воспитатель предлагает подойти к глобусу и посмотреть, где находится Север. Вместе с детьми определяют, что это далеко от нас и там очень холодно.

– Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела», записал для нас эту сказку писатель Г. Снегирёв,

Показ портрета.

– Г.Снегирёв много путешествовал по Северу и услышав эту сказку, записал её, и теперь, благодаря ему сказку знают другие народы.

Отгадав загадки, узнаете героев сказки:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?

Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

– Догадались, о ком пойдёт речь в сказке?

Герои сказки, которую мы будем читать – лиса и рыбка, у рыбки интересное название, как у домашнего животного – бычок. Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи уши. Согните указательные и средние пальцы – это лисий лоб. Остальные пальцы образуют мордочку.

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

  1. Чтение и показ сказки на ТВ: Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит: А, ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает: Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает: А, ты ему ничего не говорила?

– Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

– А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела.

  1. Беседа по сказке.

– Как называется сказка?

– «Как лисичка бычка обидела».

– Где шла лисичка?

– Лисичка шла по берегу моря.

– Кто высунулся из воды?

– Из воды высунулся бычок – рыба морская.

– Какие слова пропела лисичка?

– Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

– Что ответил бычок?

– У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

– Понравились слова бычка лисичке?

– Нет, не понравились, она заплакала.

– Что спросила лиса – мать?

– Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

– Как ответила лисичка?

– Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

– Что еще спросила лиса-мать?

– А ты ему ничего не говорила?

– Что ответила лисичка?

– Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

– Какой вывод сделала мама-лиса?

– Вот видишь, ты первая его и обидела.

  1. Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

  1. Игра «Слова наоборот» с мячом:

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

  1. Подготовка детей к пересказу.

Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

  1. Пересказ сказки детьми по цепочке.
  2. Рефлексия. 

Воспитатель: Какую сказку вы сегодня слушали?

– Кто больше всех вам понравился?

– Согласны ли вы с концовкой сказки? Как бы вы закончили сказку?

– Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

– Какие пословицы вы знаете по данной теме?

– «Слово может обидеть, слово может спасти, слово может полки за собой повести»,

«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»,

«Худое слово доведет до дела злого,

«От худого слова – да навек ссора»,

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других»,

«Как аукнется, так откликнется».

– Какие вежливые слова вы знаете?

– Что было сложно для вас?

– На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями и никогда никого не обижали!

Сказка в картинках «Как лисичка бычка обидела»

09.12.2019 в 22:36. Рубрики: Занятия.

Добавить комментарий