Конспект по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Конспект по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
старшая группа
22.05.2020 год

Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

– Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.

– Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.

– Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов: багажник, рама; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.

Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.

Игровые методы: физкультминутка «Встаньте дети», игра «Найди друга».

Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.

Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц и прослушивание песен о дружбе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами будем говорить о дружбе, и я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба». Предлагаю поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно взять половинку круга на полу и с помощью своей половинки найти другую половинку – своего друга.

Дети ищут и находят своего друга с помощью половинки круга.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы умеете дружить?

– У вас есть друзья в группе?

– Наши дети приготовили для вас стихи о дружбе, послушайте, пожалуйста.

1-й ребенок:

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей,

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

2-й ребенок:

Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Без друзей нам не прожить.

3-й ребенок:

Если плачет кто-то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему,

И спросите «почему?»

Это, дети, сделать надо,

Плохо плакать одному!

Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи. Сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?

– Сейчас я его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»

– Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

– Подойдите к картине поближе, чтобы внимательно ее рассмотреть.

Воспитатель:

Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?

Дети: Это было летом, потому что дети одеты по-летнему.

– Где находятся ребята?

Дети: Ребята играют во дворе.

– Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?

Дети: Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.

– Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?

Дети: Она, наверное, бежала и споткнулась, упала на асфальт.

– У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?

Дети: Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.

– Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?

Дети: Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать перекисью или зеленкой.

– Что может случится, если вовремя не обработать рану?

Дети: Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.

– Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком?

– Что предложил Паша Оле?

Дети: Паша предложил Оле свою помощь – отвести ее домой.

– На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?

Дети: На багажник, на раму.

– Как поступил Паша?

Дети: Хорошо, правильно, замечательно.

– Как можно назвать такого мальчика?

Дети: Паша – настоящий друг.

Воспитатель: Правильно ребята, Паша – настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь – отвезти Олю домой.

– Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

Воспитатель: Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.

– Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?

Дети: Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.

Физкультминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)

Влево вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)

С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)

Ты на мир ясней гляди.

Воспитатель: Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом расскажите вы:

Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» – Оля. Оля, убегая от «кошки» – Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!

Воспитатель: Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, не забывайте дать название рассказу.

– Расскажите о том, когда это произошло, где и как девочка могла поранить ногу.

– Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?

– Живут в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?

– Отчего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?

– Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?

– Что ответила ему девочка?

– Куда мальчик предложил довести девочку? почему?

– Стоит ли ей соглашаться? Почему?

– Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?

Рассказы 3-4 детей.

Итог.

Воспитатель: Ребята, про кого мы сегодня рассказывали?

– Как поступают настоящие друзья?

– Вы сегодня составили хорошие рассказы о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем:

– Настоящий друг познается в беде.

– Один за всех и все за одного.

– Нет друга – так ищи, а нашел – береги.

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

– В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

22.05.2020 в 21:53. Рубрики: Занятия.

Добавить комментарий