Конспект по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
Конспект по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»
старшая группа
22.05.2020 год
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
– Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.
– Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
– Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов: багажник, рама; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.
Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.
Игровые методы: физкультминутка «Встаньте дети», игра «Найди друга».
Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц и прослушивание песен о дружбе.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами будем говорить о дружбе, и я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба». Предлагаю поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно взять половинку круга на полу и с помощью своей половинки найти другую половинку – своего друга.
Дети ищут и находят своего друга с помощью половинки круга.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы умеете дружить?
– У вас есть друзья в группе?
– Наши дети приготовили для вас стихи о дружбе, послушайте, пожалуйста.
1-й ребенок:
Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей,
Рядом с ним в любую стужу
Нам становится теплей.
2-й ребенок:
Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно,
Без друзей нам не прожить.
3-й ребенок:
Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему,
И спросите «почему?»
Это, дети, сделать надо,
Плохо плакать одному!
Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи. Сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?
– Сейчас я его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»
– Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.
– Подойдите к картине поближе, чтобы внимательно ее рассмотреть.
Воспитатель:
Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?
Дети: Это было летом, потому что дети одеты по-летнему.
– Где находятся ребята?
Дети: Ребята играют во дворе.
– Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?
Дети: Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.
– Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?
Дети: Она, наверное, бежала и споткнулась, упала на асфальт.
– У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?
Дети: Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.
– Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?
Дети: Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать перекисью или зеленкой.
– Что может случится, если вовремя не обработать рану?
Дети: Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.
– Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком?
– Что предложил Паша Оле?
Дети: Паша предложил Оле свою помощь – отвести ее домой.
– На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?
Дети: На багажник, на раму.
– Как поступил Паша?
Дети: Хорошо, правильно, замечательно.
– Как можно назвать такого мальчика?
Дети: Паша – настоящий друг.
Воспитатель: Правильно ребята, Паша – настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь – отвезти Олю домой.
– Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Воспитатель: Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.
– Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?
Дети: Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.
Физкультминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)
Влево вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)
С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)
Ты на мир ясней гляди.
Воспитатель: Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом расскажите вы:
Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» – Оля. Оля, убегая от «кошки» – Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!
Воспитатель: Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, не забывайте дать название рассказу.
– Расскажите о том, когда это произошло, где и как девочка могла поранить ногу.
– Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?
– Живут в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?
– Отчего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?
– Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?
– Что ответила ему девочка?
– Куда мальчик предложил довести девочку? почему?
– Стоит ли ей соглашаться? Почему?
– Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?
Рассказы 3-4 детей.
Итог.
Воспитатель: Ребята, про кого мы сегодня рассказывали?
– Как поступают настоящие друзья?
– Вы сегодня составили хорошие рассказы о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем:
– Настоящий друг познается в беде.
– Один за всех и все за одного.
– Нет друга – так ищи, а нашел – береги.
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
22.05.2020 в 21:53. Рубрики: Занятия.