Конспект занятия «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»
подготовительная группа
07.11.2022 год

Задачи: расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Ход занятия.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить об одном из времен года. А чтобы узнать о каком времени года пойдет речь, отгадайте загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек я… (осень).

– Правильно мы поговорим об осени.

– Дети, а вы задумывались, почему листья желтеют и опадают? (проблемный вопрос)

Рассказ воспитателя:

– Если бы листья не опадали, то деревья бы погибли, тому есть причины. С листьев деревьев испаряется вода. Летом дерево берет влагу из почвы. Но с похолоданием, количество воды в почве уменьшается, а зимой из промерзшей земли извлечь воду невозможно. Поэтому деревья с листьями зимой из-за недостатка воды погибли бы, высохли бы. Зимой после сильных снегопадов ветви сильно склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые веточки ломаются. А если бы были ещё и листья, на ветках было бы ещё больше снега и ветки бы ломались. Сбрасывая листья, деревья защищают себя от повреждений под напором снега. Опавшие листья перегнивают и служат подкормкой для растений. А ещё листья утепляют почву и корни растений от промерзания.

Экспериментальная деятельность «Почему листья зеленые и почему меняют окраску?»

Словарная работа: хлорофилл.

– А хотите узнать, почему листья зеленые? (Да)

– Хорошо, тогда возьмите листик положите на салфетку, закройте листик салфеткой и постучите по ней кубиком.

– Какого цвета стала салфетка?

– Оказывается в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, который и делает листья зелеными. Это вещество вырабатывается в листьях летом, потому что солнце светит, дает тепло. А с наступлением осени солнце уже так не греет, поэтому хлорофилл исчезает. Листья меняют окраску.

Пальчиковая гимнастика «Разотру ладошки»:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну,

Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою и тепло поберегу.

– Назовите, какие месяцы осени вы знаете. (сентябрь, октябрь, ноябрь).

– Сентябрь – первый месяц осени. Сентябрь месяц еще теплый, особенно в начале, днем бывает жарко как летом. Но рано утром и вечером уже чувствуется приближение холодов, становится прохладно или как еще говорят – зябко. В это время паучки начинают летать на своих паутинках. Листья начинают менять цвет. Называют это время ранняя осень. Посмотрите, как художник Иван Иванович Шишкин изобразил раннюю осень. (рассмотреть репродукцию «Ранняя осень»)

– Послушайте, как поэт Твардовский Александр Трифонович описал осень в своем стихотворении «Начало осени»:

Плывут паутины

Над сонным живьем.

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

– Какие приметы ранней осени описал Твардовский Александр Трифонович (плывет паутина, краснеет рябина, грибные дожди).

– Как называют начало осени? (ранняя осень).

– Ребята, а как называется второй месяц осени? (октябрь)

– Верно, а называют это время – золотая осень, как вы думаете почему? (становится больше разноцветных листьев, желтый цвет похож на золотой).

– Что же еще происходит в октябре? (листопад, становится холодно и сыро). – Что происходит с насекомыми осенью? (пропадают).

– Как вы думаете почему? (насекомые питаются нектаром цветов, а цветы отцвели).

– Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно, пропадают насекомые, которыми питаются птицы).

– Посмотрите, как художник Исаак Ильич Левитан изобразил золотую осень. (рассмотреть репродукцию «Золотая осень»)

– Послушаете стихотворение Майкова Аппалона Николаевича про золотую осень:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

– Какие приметы золотой осени описал поет (влажная земля, золотые листья, красивый лес)

– Как называется середина осени (золотая осень)

Физкультминутка:

Закружилась листва золотая (кружатся)

В розоватой воде на пруду. (присели)

Словно бабочек легкая стая (кружатся как бабочки)

С замираньем летит на звезду. (машут руками над головой).

– Ребята, а какой последний месяц осени? (ноябрь)

– Да, ноябрь последний месяц осени. Называется это время поздняя осень. Часто идут дожди, опадают последние листья, по утрам вместо росы бывает иней, на лужах появляется первый лед, выпадает снег. Посмотрите, как художник Мария Константиновна Башкирцева изобразила позднюю осень. (рассмотреть репродукцию). Послушайте стихотворение Мировича Василия Яковлевича про позднюю осень:

Все деревья облетели

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

– Какие приметы описал поэт в стихотворении? (дождь льет, грязь, лужи, листва облетела)

– Как называется последний период осени? (поздняя осень)

Итог занятия.

– Ребята теперь вы знаете, что красавица – осень бывает разная. Давайте вспомним какая бывает осень.

– В сентябре – ранняя, в октябре – золотая, в ноябре – поздняя.

– Какая погода осенью? Когда идет дождь – дождливая. Когда пасмурно -пасмурная. Когда холодно – холодная. Когда сыро – сырая. Когда хмуро -хмурая. Когда ясно – ясная.

– Завершим мы занятие игрой «Да-нет» (называть природные явления, если осенние явления природы дети говорят «да», если нет, то говорят «нет»).

07.11.2022 в 20:05. Рубрики: Занятия.

Добавить комментарий