Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Путешествие по сказкам А. С. Пушкина

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» в старшей группе

Задачи:

– Закреплять знании о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;

– Формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;

– Развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;

– Формировать умение играть сообща.

Предварительная работа: Чтение сказок А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина дома, рассматривание иллюстраций, раскрашивание раскрасок по мотивам сказок А. С. Пушкина, изготовление книжек-малышек по сказкам А. С. Пушкина, разучивание отрывков из сказок А. С. Пушкина.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?

– Летом 6 июня родился русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Еще в раннем детстве маленькому Саше напевала песни, рассказывала сказки и необычные истории его любимая няня – Арина Родионовна. В ее сказках добрые персонажи воевали со злыми, злые были сильными, ловкими, и добрым приходилось трудно, но в конце концов добро побеждало зло. Став взрослым А. С. Пушкин продолжал собирать и записывать народные сказки, а затем и сам создал свои чудесные произведения. Назовите сказки, которые он написал.

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Основная часть:

Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет нам войти в сказку волшебная Синяя птица.

Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по группе.

Воспитатель:

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей.

В гости к Пушкину придем,

Много сказок там найдем.

Дети попадают в первую сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» и воспитатель загадывает загадку:

Жадность и гордыня

Бабку повели

И к корыту старому

Бабку привели.

Воспитатель:

– Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку?

(Три раза).

– Что попросила бабка у золотой рыбки?

(Корыто, избу, стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской).

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть, сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину, потом – траву морскую, а в третий раз – золотую рыбку.

Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу), который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку.

Воспитатель во время игры произносит слова:

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, –

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, –

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, – золотою.

Показывают рыбку.

Логоритмическая игра «Золотая рыбка».

Золотая рыбка чешуёй сверкает: (Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз).

Ах – ах – ах, ах – ах – ах! (Ритмично покачивают).

Хвост, как из вуали, нежно распускает (Руками за спиной).

Так – так – так, так – так – так. (Изображают хвост).

Машет плавниками, еле шевелит. (Вытягивают руки по бокам).

Не спит, не спит, не спит. (Ритмично ими шевелят).

В водорослях спрятаться поскорей спешит. (Поднимают руки вверх).

Спешит, спешит, спешит. (Ритмично покачивают ими).

Воспитатель: Путешествие по сказкам продолжается, и мы попадаем в следующую сказку («Сказку о царе Салтане…»).

Воспитатель загадывает загадку:

Повстречался сын с отцом.

Выстроил для белки дом.

В лебедь белую влюбился,

На красавице женился.

Воспитатель: Как звали трех девиц – вредителей, из – за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном?

(Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)

– Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона?

(Тридцать три богатыря.)

– Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь?

(Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)

– Назовите любимую песню белочки.

(«Во саду ли, в огороде девица гуляла,

Невеличка, круглоличка, Румяное личко».)

– Вспомните, в кого превращался князь Гвидон, когда пытался на корабле добраться до царя Салтана.

(Комара, муху, шмеля.)

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в третью сказку – («Сказку о мертвой царевне»).

Воспитатель загадывает загадку:

Странное зеркальце

В сказке той было.

С царицей недоброй

Оно говорило.

Воспитатель:

– Как звали жениха царевны?

(Королевич Елисей.)

– К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты?

(К солнцу, месяцу, ветру.)

Воспитатель: Я раздам вам по «волшебному зеркальцу», а вы изобразите гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним:

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Воспитатель: Как злая царица расправилась с царевной?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы превратимся в королевичей, «оседлаем коней», и в роли королевича Елисея отправимся искать царевну.

Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки:

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет…

– Дети, а сейчас мы перемещаемся в четвертую сказку («Сказку о золотом петушке»).

Воспитатель:

Петушок царю помог.

Слово царь сдержать не мог,

Вот поэтому и умер –

В темя клюнул петушок.

– Кто подарил царю золотого петушка?

(Мудрец.)

– Что обещал мудрецу за петушка царь?

(«Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царю об опасности.

-Кири – ку – ку.

Царствуй, лежа на боку!

Воспитатель: Путешествие по сказкам продолжается, и мы попадаем в пятую сказку – («Сказку о попе и о работнике его Болде»).

Воспитатель:

В сказке поп и попадья,

Даже черти в море.

С ними за оброк Болда

С зайцем вместе спорит.

– Кого выдал бесенку Балда за меньшего брата?

(Зайца.)

– Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

– Каких трех работников заменял Балда?

(Повара, плотника, конюха.)

Итоговая беседа:

Понравилось ли вам путешествие?

В каких сказках мы сегодня побывали?

Чем вам нравятся сказки А. С. Пушкина?

Что нового вы сегодня узнали? Что расскажите родителям дома?

06.06.2021 в 00:59. Рубрики: Занятия. Темы: ,

Добавить комментарий