Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе
Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе
26.09.2022 год
Программное содержание:
- Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.
- Развивать познавательную активность.
- Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей, колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.
Активизировать словарь: почва, подземные обитатели, воздух, подземные обитатели, перегной.
Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям встать в круг и протягивает руку первому ребенку, проговаривая:
Руку другу протяни
И слегка ее пожми,
Подари улыбку, взгляд
Каждый здесь другому рад.
Ребенок протягивает руку следующему ребенку, таким образом замыкается круг.
– Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы. Ребята, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку:
Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот?
– Вы догадались что это?
Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).
– А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
– А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша», слышали?
– А почему так о ней говорят? (она кормит нас, давая урожай).
А кормит она не только нас, но и растения.
Вы знаете, и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.
Еще почву называют «Подземным царством».
– Как вы думаете, почему?
– В ней обитает много жильцов: дождевые черви, жуки, кроты и т. д.
Рассматриваем иллюстрации с изображением подземных жителей.
– Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?
Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
Опыт 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей)
– Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх, а это значит, что в почве есть воздух.
Опыт 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: В почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
– Все правильно, дети, вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Опыт 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). – Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)
Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Опыт 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше)
Вывод-почва впитывает воду.
Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода и воздух, а это значит, что там можно жить.
– А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки:
1) Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2) Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3) Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4) Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может (муравей)
5) Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
– Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» – ведь они нужны почве.
Игра «Что я видел на участке?»
Воспитатель: Ребята, вспомните наш участок и закончите следующие предложения:
– Осенью с деревьев на землю падают. (листья, иголки, плоды, например, шишки, каштаны)
– Дождик поливает землю, и листья. (они становятся мокрые)
– Желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно-коричневыми и черными пятнами, они. (гниют).
– Мы часто видим, как по земле ползают. (червячки, насекомые)
– Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят. (дождевых червей)
Воспитатель: Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это?
– Из чего состоит, кто в ней обитает?
– Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» – ведь они нужны почве.
26.09.2022 в 20:02. Рубрики: Занятия.