Конспект занятия «Путешествие в прошлое светофора»
Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Путешествие в прошлое светофора», подготовительная группа
24.10.2022 год
Цель. Ознакомление детей с историей светофора.
Задачи:
– Активизировать познавательную деятельность;
– развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;
– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.
Материалы и оборудование: конверты с загадками, конверт с буквами, круги желтого цвета, иллюстрации, фломастеры, бумага.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не в простое путешествие, а в путешествие прошлого очень интересного предмета. Вас на пути ждет много испытаний. Вы готовы к трудностям? (Да).
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
– Тогда присаживайтесь за столы. Перед вами лежат конверты с заданиями. Эти задания помогут вам вспомнить правила дорожного движения:
- Кто является пешеходом?
(Пешеход – это человек, идущий пешком.)
- Кто является пассажиром?
(Пассажир – это человек, кроме водителя, находящийся в транспортном средстве)
- Где должны ходить пешеходы?
(По тротуару)
- Как правильно переходить дорогу?
(Приготовиться. Посмотреть налево. Осмотреть направо. Дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше).
- Какие сигналы светофора вы знаете?
(Красный, желтый, зеленый)
– А как вы думаете, почему запрещающим сигналом является красный?
(Он яркий, виден издалека.)
– Верно. Из-за того, что красный цвет заметнее, большинство дорожных знаков обведено красной каемкой. А еще красный цвет обозначает опасность, огонь. Поэтому красный цвет призывает к осторожности!
– А что напоминает желтый цвет? (Солнышко.)
– Солнышко у нас может быть другом (согреть), или врагом (Можем перегреться, заболеть.) Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торопись!» (Выставляется карточка – солнышко.)
– А что нам напоминает зеленый цвет? (Поля, луга, леса.)
– Верно! Мы любим отдыхать на природе, там спокойно. Это безопасность. (Выставляется карточка – травка.)
– В каком порядке расположены сигналы светофора?
(Сверху красный, желтый – посередине, зеленый – внизу.)
- Где можно играть детям?
- Почему опасно играть на проезжей части?
(Можно попасть под машину)
- Дорожные знаки (отгадывание загадок)
– По полоскам черно-белым пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает? Знак что этот означает? (Пешеходный переход)
– Знак водителя стращает, въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча ехать мимо кирпича. (Знак въезд запрещен)
– Вот он знак, каких немного: это главная дорога!
Если едешь ты по ней, всех становишься главней. (Главная дорога)
– Ребята, посмотрите, у меня есть еще один конверт, он нам подскажет, в прошлое какого предмета мы с вами отправимся. Давайте составим это слово.
(В итоге получается слово – светофор. Дети вместе с воспитателем читают это слово.)
– Как вы думаете, ребята, в прошлое какого предмета мы с вами отправимся?
Правильно, светофора!
– Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Вы всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и на улице!
Физкультминутка «Сигналы светофора».
– Давайте поиграем в игру «Сигналы светофора». Ребята, у меня три круга: красный, желтый и зеленый. Я буду показывать их вам по одному, а вы должны выполнять движения. Желтый – хлопки в ладоши; зеленый – ходьба на месте; красный – приседания.
– Мы с вами попали в прошлое предмета.
– Что вы знаете об возникновении светофора? Когда он появился? Сейчас я вам расскажу, откуда же появился светофор, и кто его изобрел.
– Когда-то давно, когда не было машин, люди передвигались на лошадях (Иллюстрация 1).
– Для того чтобы не заблудиться, на дорогах устанавливали указатели, которые помогали людям ориентироваться, куда надо ехать (Иллюстрация 2).
Росли города, многочисленным повозкам и лошадям становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики. (Иллюстрация3).
– Кто такой регулировщик?
(Это человек, который стоит на дороге и с помощью жезла показывает, кому куда ехать.)
– Шло время, появились первые автомобили (иллюстрация 4).
– Движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал светофор. Первый светофор появился в Лондоне 140 лет назад, стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора (иллюстрация 5).
– Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали (иллюстрация 6).
– Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского (иллюстрация 7).
– Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением (иллюстрация 8).
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху – красный, посередине – жёлтый, внизу – зелёный.
– У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами – красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет (иллюстрация 9).
– Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт – Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа (иллюстрация 10).
– А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
– Ребята, как вы думаете, в будущем, что произойдет со светофорами? Они исчезнут? Или станут другими?
– Сегодня у вас будет удивительная возможность воплотить фантазию и нарисовать светофор будущего. Я предлагаю вам разделиться парами и приступить к рисованию. Время рисования определят песочные часы.
– Вы готовы? Приступайте!
– А теперь давайте посмотрим, какие светофоры будущего у вас получились. (Дети показывают рисунки и рассказывают).
– Ребята, а давайте позовем ваших друзей, и вы расскажете, откуда появился светофор? И покажете светофор будущего.
Заключительная часть (рефлексия)
– А теперь я предлагаю вам задуматься. Соблюдаю ли я правила дорожного движения, когда перехожу дорогу с мамой или папой? Если вы всегда соблюдаете правила, поднимите зеленый круг, если вы не всегда соблюдаете ПДД – поднимите желтый круг. А если вы часто нарушаете ПДД, тогда поднимите красный круг.
24.10.2022 в 21:23. Рубрики: Занятия.