Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: «Природный материал-песок, глина, камни»

Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: «Природный материал-песок, глина, камни»
старшая группа
16.05.2022 год

Задачи:

Образовательные: Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Развивающие: развивать интерес к природным материалам; развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки, двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважительное, бережное отношение к растительному и животному миру.

Дидактический наглядный материал: Презентация «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», одноразовые прозрачные стаканчики, чашка с сухим песком, вода; чашка с сухой глиной, деревянные палочки, изделия из глины; коллекция камней, пластилин

Ход занятия.

  1. Организационный, мотивационный

Дети сидят за столом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои столы, что вы видите необычное?

Дети: На столах стаканчики, палочки, чашки, камни, песок.

Воспитатель: На что похожи наши столы?

Дети: На лабораторию.

Воспитатель. Правильно, сегодня мы будем проводить эксперименты, в лабораторию можно входить только в фартуках, поэтому наденем фартуки и вспомним, как надо вести себя в лаборатории?

Дети: Не кричать, не сорить, не толкаться, работать осторожно.

Воспитатель: Правильно.

  1. Основная часть. Исследование песка. «Эксперименты»

Воспитатель: Ребята, у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?

Дети: Из зернышек-песчинок.

Воспитатель: Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?

Дети: Разные.

Воспитатель: Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель: Давайте возьмем стаканчик с сухим песком и пересыплем его в тарелочку.

Воспитатель: Легко ли он сыплется?

Дети: Легко.

Воспитатель: Песок – это сыпучий природный материал.

Воспитатель: Возьмем бутылочку с водой и нальем немного воды в стаканчик с песком.

Воспитатель: Что происходит с песком, в который налили воду?

Дети: Песок намок.

Воспитатель: Песок дружит с водой.  Он легко впитывает и пропускает воду.

Воспитатель: Возьмем в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую – с влажным и узнаем, одинаковые ли они по весу?

Дети: Нет, стаканчик с мокрым песком тяжелее.

Воспитатель: Верно. А почему, как вы думаете?

Дети: Потому что в стаканчике с влажным песком – вода.

Воспитатель: Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном – вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

Воспитатель: Подойдите к чашке с песком. Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.

Воспитатель: Попробуйте слепить из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

Дети: Потому что песок сыплется.

Воспитатель: Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий. Из мокрого песка шарик получился, но что произойдет с ним, когда он высохнет?

Дети: Шарик рассыплется.

Воспитатель: Нужен ли песок людям?

Дет: Да.

Воспитатель: Правильно. Песок – это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.

Показ презентации.

Физкультминутка:

Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Исследование глины «Эксперименты»

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Дети: Глина.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Дети: Белая, красная, черная.

Воспитатель: Глина бывает разного цвета. Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

Дети: В стаканчик с песком.

Воспитатель: Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый. Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

Дети: Глина стала липкой.

Воспитатель: Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить. Слепите из влажной глины шарики. Лепят. Что произойдет с шариками, когда они высохнут?

Дети: Станет твердым.

Воспитатель: Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется. Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Дет: Нет

Воспитатель: На что похожа глина?

Дети: На пластилин.

Воспитатель: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Воспитатель: А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим глазкам. Нужно следить за моим листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз:

Раз – налево, два – направо
(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.
(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,
(Делают круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть мир.
(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.
(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!
(Делают круговые движения глазами)

А теперь нажмем немного,
(Слегка нажимают указательными пальцами)

Точки возле своих глаз.
(Около переносицы)

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тысячу раз!
(повторить 2 – 3 раза)

Воспитатель: Наши глазки отдохнули, и я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

Воспитатель: Что происходит с песчинками?

Дети: Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель: А что мы видим в банке с глиной?

Дети: Глина не двигается.

Воспитатель: Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

Воспитатель: Ребята, нужна ли глина людям?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно, глина, как и песок – природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.

Показ презентации.

Исследование камней. «Эксперименты»

Воспитатель: Я приготовила для вас еще одну загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: Камень.

Воспитатель: Что вы знаете о камнях?

Воспитатель: Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Воспитатель: Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?

Дети: Трещины.

Воспитатель: На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки. Какая бывает поверхность камней?

Дети: Гладкая, шершавая.

Воспитатель: Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами. Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.

Воспитатель: Каковы издаваемые звуки?

Дети: Звонкие и нет.

Воспитатель: Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами. Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Дети: Нет.

Воспитатель: Камень – твердый материал. Где используют камень?

Дети: В строительстве.

Воспитатель: Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие?

– Что было самым легким?

– Что было сложным?

16.05.2022 в 23:11. Рубрики: Занятия. Темы:

Добавить комментарий