Учим Пушкина наизусть

Учим Пушкина наизусть

Ежегодно 6 июня мы отмечаем Пушкинский день. Стихи и стихотворные сказки Пушкина – это образец русского языка. Языка ясного и живого. И пусть он отличается от того, как мы говорим сейчас – мелодичные чистые строки по-прежнему трогают сердце. Знакомство с произведениями Пушкина помогает закладывать фундамент русской души – любящей, отзывчивой, восприимчивой к красоте. Поэт никогда специально не писал для детей, не разделял своих читателей по возрастам. Но его стихотворения, полезные подрастающему поколению, уже в 19 веке включали в списки произведений для детского чтения. Кроме пользы – это еще и приятное чтение. Созданный воображением гения фантастический мир притягивает и очаровывает ребенка. В этом разделе собраны отрывки из его замечательных сказок и чудесные стихи, которые можно выучить с детьми наизусть и устроить 6 июня пушкинские чтения.

«У лукоморья дуб зеленый…» – строки, знакомые каждому с детства. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Пушкин подчеркивает, что этот волшебный мир имеет национальные корни и непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события: подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости, являются отражением реальной жизни. Сказки – это выдуманные истории, по-своему показывающие действительность и помогающие человеку различать добро и зло.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

«Сказка о рыбаке и рыбке» – самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. Рыбка исполняет все желания, но всему приходит конец, она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту. Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок и всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за своей жадности снова осталась у разбитого корыта.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

«Сказка о царе Салтане…» писалась Пушкиным в течение нескольких лет на основе рассказа Арины Родионовны. В ней перечислено множество пороков и добродетелей, четко делящих персонажей на добрых и злых. Все они изображены с большим художественным мастерством и в мельчайших подробностях. У сказки счастливый и торжественный конец, автор подчеркивает, что торжество добра не может включать в себя наказание или месть.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,

***
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

***
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как, речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Ярко Пушкин описывает образ злой мачехи. Молодая царица блистает красотой, но отличается чрезмерной гордостью и ревностью. Молодая царевна олицетворяет собой идеал женской красоты, доброты и верности. Королевич Елисей символизирует крепость мужской любви и преданности. Трехкратное обращение к природным силам (солнцу, месяцу и ветру) имеет древние национальные корни. Счастливый конец сказки символизирует победу добра над злом. В сказке нет традиционной решительной битвы или картины наказания злодеев. Царица умирает сама от «тоски». Свадьба царевны и Елисея – торжество счастья и справедливости.

«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».

***
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?»

***
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?»

«Сказка о золотом петушке» имеет значительный поучительный характер. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»

«Сказка о попе и его работнике Балде»
В образах попа и Балды поэт порицает жадность и восхваляет смекалку и сообразительность. Балда несет несметное богатство к хозяину, он не делает попыток присвоить его себе, так как это – нарушение договора. Но и три щелчка – необходимое условие. Мрачные предчувствия попа сбываются. В сцене расплаты появляется высшая справедливость: от трех щелчков поп сходит с ума. Деньги чертей не приносят ему счастья. Человек должен, прежде всего, стремиться к духовному богатству. Только таким образом в мире воцарятся счастье и справедливость.

Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь – а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».

Уж небо осенью дышало… (отрывок из «Евгения Онегина»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

«Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

06.06.2021 в 14:38. Рубрики: Стихи и рассказы, Фотографии. Темы:

Добавить комментарий